13 сентября в Галерее на Каширке состоялось открытие персональной выставки живописи художника-экспрессиониста Дмитрия Евмененко.
Комическое есть стихия проклинаемая и происхождения дьявольского, ибо выставляет душу абсолютно примитивную и как бы исходящую из рук природы. Шарль Бодлер, «О сущности смеха».
Насмешка, глумящаяся через полтора столетия модернизма, привечает разрушительно, почти громогласно, потусторонность зла и несовершенства, распада, даже насилия. Дух противоречия восстает. В том числе и в грузе унаследованного. Последнее, даже в своей косности, заскорузлой скуке, порой начинает неуместно хохотать, будто обнаруживая истребование молодого Маркса — де «надо заставить плясать эти окаменелые порядки, напевая им их собственные мелодии!».
Наряду с Александром Гореликовым, Егором Федоричевым, Дмитрием Жильцовым, исповедующими «плохую живопись» неоэкспрессионистского извода, Евмененко представляет модель зомби-мачистского искусства, в котором самоирония позволяет распознавать подлинную симптоматику. Как поясняет Евмененко, называя свой метод «раздраем за человечность», неисправимые искажения питают его восприятие наследия и его ценностей: «На обочине сознания всегда остаются и, так или иначе, проступают в произведениях волнующие меня темы: трансгрессия, горизонтальные отношения между людьми, насилие, человеческие пороки, экстремальные состояния».
У работающего уже полтора десятка лет в экспрессионистской манере плохой живописи Евмененко новые работы — в диалоге с куратором — подобраны для галереи на Каширке. В этих последних усилиях фигурация претерпевает грубое обращение, мстительно страдает, а в иных, лишаясь человеческого облика, начинает стремится к абстракции. Так ярче выступают названия, остроумно титулующие эти комично-макабрические исчадия: ошметки придворных шутов, ярмарочных царей, черепов, некоего чрезмерного властного розыгрыша, где письменность обессмыслена посреди выпирающих непристойностей и обомлевших щетиной гримас.
Настроенчески перед нами пританцовывающая издевка, если не неуклюжая мужественность — пляска смерти, бесовской карнавал, la danse macabre, коей движима манера живописания Евмененко, выделяющего на оргалите плотно жирные контуры, меж которых поля цвета, еще хранящие светотень бинарных закрашиваний.
В «Сути» (2024) контур избывает фигуру выпрыгивающего пружиной шута, то зигзагом молнии, то карточным копытом очерняет абрис графичностью комикса. Капризное отбрыкивание контура в независимость подернуто эякулятом белого, пролитого из тюбика или банки без посредства кисти. Контур сей в «Мушке» становится протофигурой — объектом уже неузнаваемым в своей первичности — набухшего противопоставления, а в «Зуде», оцветняясь, хамит алфавитной письменности и передергивает изобразительность в знаковое шифрование. Садическая яростность, шутовская корона, одутловатая припухшесть — эти люмпен черты из изоляции гетто, будучи схвачены, могут ли снискать принятия, прощения?
ХУДОЖНИК Дмитрий Евмененко, р. 1983. Живописец, фотограф, автор объектов и инсталляций. Свой метод называет «истерическим реализмом», а творчество — «художественной резней за гуманизм». Исследует экстремальные эмоциональные состояния, природу отношений между людьми, настроения в обществе, природу абсурда. Участник параллельной программы 6-й Московской биеннале современного искусства (выставка «Горизонталь», 2015), выпускник Института современного искусства «База». Работы хранятся в Русском музее.
Кураторы: Светлана Баскова, Екатерина Павлова Текст: Егор Софронов