Объект №1
Точка отсчета – условные дверь или окно. Отсюда мы начинаем цикл, своеобразное путешествие в глубины памяти. Гвоздь внизу символизирует одиночество и как бы намекает нам, что отправиться в этот путь можно лишь одному. Продираясь сквозь паутину времени, мы сразу встречаем ее. Женщину, мать. Начало всего. Ее собирательный образ поведет нас дальше.
Объект №2
(«Б ≤ БП*»)
Битый пиксель – работа о хрупкости. Хрупкости памяти, хрупкости настоящего и хрупкости будущего. Сохраненное на жестком диске прошлое может исчезнуть навсегда, если что-то случится с диском. В этом случае наша память выглядит надежнее, если только не захочет спрятать какие-то воспоминания слишком далеко.
Будущее тоже зависит от того, каким было прошлое. Если взять за один пиксель часть города, или двор, или одного конкретного человека, и представить, что из этого складывается огромная микросхема, так же, как и воспоминания, перенесенные в электронный вид, заполняют жесткий диск – мы владеем бесценным богатством, которое просто надо беречь.
Объект №3
100 бумажных человечков, парящих в воздухе. Они символизируют бесконечное количество людей и лиц, когда-то промелькнувших в нашей жизни.
Объект №4
Платья наших бабушек. Нарядные и повседневные. По аналогии с бельевой веревкой, которая держит постиранные вещи, я вывешиваю эти разные платья, как будто тоже отчасти выстирываю их – выбеливая, превращая в чистый лист, который с одной стороны есть поле для создания чего-то нового, с другой олицетворение неба, другой край от уходящих в землю платьев, давно вышедших из обихода, превратившихся в ветошь. Ветошь уходит в землю, оставляя место для света, но она же оставляет неровный след, что-то невидимое, но где-то внутри понятное и близкое.
Объект №5
Где я была и где я не была. Старый деревенский дом, дощатый пол городской квартиры в моих снах. Нет границы между реальностью
и выдумкой, всё, что мы чувствуем и знаем, и есть самое настоящее. Я знаю этот дом, эти стены и полы, эти вещи. Я защищаю их от дождей и солнца пленкой. Защищаю от времени и чужих рук, от разрушения. Намеренно делаю эту декорацию памяти почти стерильной, чтобы не только я, но и другие могли наделить его своими воспоминаниями. Но я привношу сюда реальные артефакты, которые своей долгой историей приносят жизнь в этот фантомный дом, который только и делает, что снится и крутится в памяти. Здесь есть место стулу, на котором я могу сидеть, есть пол, который держит стул, и стены, и есть стены, которые держат пол, есть где-то ниже фундамент. Здесь есть на что опереться.
Объект №6
Кусочки тканей, сшитые вручную долгими вечерами, молитва о мире, добре и мудрости. Ткани эти из маминых и бабушкиных запасов, из распоротых и не перешитых платьев, из отрезов, которые стали приносить друзья и знакомые. 259 кусочков сшитых вместе - напоминание о лоскутности земли, если смотреть на нее с высоты птичьего полета. За каждой точкой на карте стоит какой-то образ, конкретное имя. Если бы каждая дала кусочек от своего платья, так бы и получилось – можно было бы сшить огромную карту и назвать всех по именам. Они написаны на бирках, условно таких же, какие мы получаем при рождении и смерти. Это имена реальных женщин, но остаются и неприсвоенные части полотна. Таким образом и здесь зашифрован "битый пиксель".
Объект №7
22 истории реальных женщин, присланные знакомыми и незнакомыми людьми. Женщин, которые так или иначе для кого-то стали очень важными. Матери, бабушки, тети, знакомы и родственницы, учительницы и воспитательницы...
Объект №8
Все как в памяти: мелькает, высвечивается пробелами в воспоминаниях, образуются потертости и дыры, а что-то наоборот, крайне отчетливо вбито, почти выгравировано где-то в голове, навсегда впечатано. Лица женщин прошлого, которые оставили в женщинах сегодняшних что-то свое, значимое, ценное. Вместе выходит большое полотно из разных черт, характеров, судеб и лиц. Укутанные в мягкую материю, они собираются в своеобразное облако памяти.